Литературная Коломна

Калабухин Сергей
Проза
Произведения Гостевая книга

Константин Бояндин "Ступени из пепла"

     Красивое название, не правда ли? И соответствует содержанию! Можно ли
    сделать ступени из пепла? Hет. Пепел не держит форму, он рассыпается.
    Вот так же рассыпается и роман К.Бояндина. В нём нет ни логики, ни
    сюжета, ни каких-либо идей. Одни только сказочные чудеса. И чем далее
    читаешь роман, тем те чудеса чудесатее. Причём, автор громоздит новые
    чудеса дабы объяснить прежние. В общем, перед нами фэнтези в худшем
    смысле данного определения — фэнтезюха!
    
    Роман разбит на три части. В первой части автор знакомит нас со своими
    героями. Общеизвестно, что мужчины и женщины по разному воспринимают
    окружающий мир. Однако, К.Бояндина сие не смущает. Он ведёт повествование
    от лица своей главной героини — 25-летней девушки с вычурным именем
    Майтенаринн Левватен эс Тонгвер эс ан Тегарон. Есть вставки от лица автора,
    от лица ещё одной девушки с не менее вычурным именем Лас-Таэнин эс ан Вантар
    эр Рейстан и других персонажей. Причем, бывает, что в одном абзаце автор
    забывается и смешивает собственное повествование с монологом персонажа. Очень
    напрягают вычурные имена персонажей. Причём, напрягают не только читателя,
    но и самого автора и, видимо поэтому, он благоразумно сокращает их до
    дворово-собачих кличек — Май, Лас, Тигра и тп. Зачем же автору понадобилось
    награждать своих персонажей столь длинными именами? Действие происходит
    в маленьком княжестве Тегарон, где по замыслу автора сохранились архаичные
    средневековые (по земным меркам) порядки. И, конечно, аристократия просто
    обязана иметь столь говорящие имена, в коих звучат названия родовых
    владений. Кстати, обычного фэнтезийного средневековья автор так и не
    удосужился изобразить, ограничившись лишь именами персонажей и несколькими
    их фразами — дескать, приходится жить в отсталом феодализме.
    Итак, о чём же роман? В первой части главная героиня романа Майтенаринн,
    работающая живым талисманом графства Тегарон, заканчивает местный
    университет и обнаруживает, что последние пять лет она находилась под
    действием неизвестного наркотика, которым её пичкали по приказу тётушки
    Ройсан. Одновременно тётушка проводила регулярные сеансы гипноза, превратив
    Май в послушную марионетку. Зачем тётушке понадобилось использовать
    одновременно и наркотик и гипноз, совершенно не понятно. Видимо, таблетки
    понадобились не коварной тётушке, а автору, чтобы объяснить читателю,
    каким образом марионетка вышла из-под контроля — случайно забыла вовремя
    выпить таблетку! И это при том, что буквально каждый шаг Май был под
    неусыпным контролем и непосредственно программировался тётушкой вплоть до
    мелочей — куда пойти, что и как сказать. А в последующих частях романа
    мы узнаём и о более грозном надзирателе по кличке Тень, присутствие которого
    в первой части романа свело бы на нет всю эту часть. Hо автору понадобился
    новый сказочный персонаж, и он его ввёл во второй части романа, совершенно не
    озаботясь тем, что появление данного персонажа делает практически невозможными
    события первой части. Как я уже писал выше, с логикой и сюжетом у автора
    явные нелады. К.Бояндин — раб своей фантазии, не он ею руководит, а она им.
    Итак, Майтенаринн "проснулась" и обнаружила, что ничего не помнит о прошлой
    своей жизни, что является марионеткой тётушки, и что единственным её
    желанием является детская мечта бросить всё и уехать в более развитые
    страны работать археологом. Однако, она продолжает работать талисманом,
    обнаруживает в себе способности лечить больных, читать мысли и чувства
    окружающих её людей и, соответственно, влиять на них. Короче, в соответствии
    с законами жанра героиня начинает резко крутеть и творить всяческие
    чудеса, дабы продемонстрировать свою крутость окружающим и читателю. И,
    конечно, обзаводится друзьями. Реа-Тарин Левватен эс Метуар эс ан Тегарон,
    именуемая для удобства Реа (или Тигра), провозглашается автором непобедимым
    воином, мастером рукопашного боя. И Май, конечно, в одном из эпизодов почти
    без труда побеждает её, усыпляя хитрым приемом.
    Саванти Маэр-Тиро эс Гатто, именуемый для удобства просто Саванти, является
    лучшим врачом графства и периодически демонстрирует читателю чудеса
    регенерации организма Май. Лас (или Ласточка) нужна дабы продемонстрировать
    сверхъестественные способности Май в чтении мыслей, в мгновенном усвоении
    информации и применении её на практике. В первой части романа эти друзья Май
    нужны автору именно для демонстрации ежестранично растущей крутости главной
    героини. Иной роли у них просто нет. Как и у самой героини. Май открывает в
    себе сверхъестественные способности, которые её совершенно не удивляют, заново
    заводит забытых напроч друзей, абсолютно ничего не предпринимает, чтобы
    узнать, почему родная тётушка так с ней поступила — наоборот, всячески
    избегает любых контактов с тётей и прочими родственниками и домашними.
    Исключением является любимый дядя Хельт, случайно встреченный, загадочно
    проникший ночью в спальню Май и открывший ей глаза на то, что она последние
    годы не жила, а "спала". Дядя снабдил Май чудо-телефоном, посоветовал не пить
    тётушкиных таблеток, дав взамен свои, сказал множество туманных фраз и исчез,
    никак не влияя на последующие события. Кроме того, Май обнаружила в своей
    комнате заминированный тайник с чудо-пистолетом. Hо и дядюшка Хельт с его
    подарками, и тайник в комнате Май совершенно не важны для событий романа,
    а послужат автору в качестве очередной иллюстрации крутости героини в
    последующих частях романа, т.к. чудо-подарки и находки, а также сам дядя
    Хельт — всего лишь материализация желаний Май. Она мечтала встретить дядю
    Хельта, не зная, что тот давно умер, и её мечта сбылась. Она насмотрелась
    низкопробных боевиков, и из небытия возникли несуществующие в реальности
    чудо-телефон, мина, пистолет и чудо-таблетки. Откуда что взялось и зачем, Май
    совершенно не волнует. Она просто не задумывается над этим. Как и автор!
    Можно понять желание девушки встретиться с любимым дядей, но зачем ей
    оружие, заминированный тайник, супер-пупер-телефон (которым она так и не
    воспользовалась ни разу по назначению)? К чему эти шпионские игры с визитом
    давно умершего дяди, таинственные пароли, шифрованные послания от него и
    тд и тп? Ведь, Май скучала по дяде, а не стремилась в персонажи боевика.
    Автора эти вопросы не волнуют. Пройденное чудо — пройденный этап. Hужно
    спешить делать следующее. А всё вышеназванное можно отнести к своеобразной
    детективной струе, столь необходимой для приключенческого романа. Пусть у
    читателя голова трещит от вопросов и догадок. Hе помешает.
    В конце первой части романа внешние державы, желающие стереть с карты
    архаичное графство Тегарон, устраивают провокацию. В местном университете,
    где и проживает в общежитии Май, обнаруживают сильнейший наркотик. Причём,
    оказывается, что сей наркотик всегда там был в медицинской лаборатории,
    где работают вновь обретенные друзья Май — Тигра и Саванти. От этого строжайше
    хранимого наркотика погибает ещё один забытый друг Май, в которого ныне
    влюблена Лас. Внешние державы готовы использовать гибель юноши для
    компрометации правящего в Тегароне режима и, видимо, каким-то образом
    этот режим изменить. Каким? Автор не заморачивается подобными мелочами.
    Главное, что Май, используя свои магические способности, находит истинного
    убийцу, после чего по воле автора происходит открытое вооруженное
    нападение на Май присланных на судебное разбирательство жандармов ("жуков"),
    и даже сам Генеральный прокурор лично стреляет в неё из пистолета. И всё
    это в прямом телеэфире! Без магии Май тут явно не обошлось, иначе трудно
    объяснить столь нелепый поступок прокурора. Однако автору нужен ещё один
    пример крутости героини. И автор его читателю преподносит. Под действием
    "силы" Май прокурор отводит пистолет от её лица и стреляет в себя. Hи
    снайперы, ни "жуки", стреляющие в Май, не могут её убить. Из тела Май
    извлекли сорок девять осколков, и ни один из них не нанёс смертельной раны!
    Итак, враги успешно перебиты, друзья целы и здоровы, а сама Май в
    очередной раз продемонстрировала собственную неуязвимость. Разумеется, после
    подобного казуса внешние враги графства вынуждены на время оставить его в
    покое. Май немедленно сама назначает нового Генерального прокурора,
    проникается собственной значимостью для Тегарона и отбрасывает детские мечты
    о бегстве в археологию. Разбираться с тётушкой она по-прежнему не спешит.
    Чем она занимается далее? Плывет по течению. Стоило ли "просыпаться"?
    Во второй и третьей частях романа Май продолжает совершать различные чудеса.
    Однако, автор не в силах придумать правдоподобное объяснение поведению
    тётушки Ройсан. Видимо, поэтому Май на протяжении всей первой части романа
    избегала всяческих встреч с тётушкой и сама не искала причин её коварности.
    В самом начале второй части романа автор решил проблему кардинально: убил
    тётушку и родителей Май, а также всех их слуг, после чего выясняется, что
    тётушка Ройсан сама является жертвой ещё более мощного гипнотизера. Врагом
    Май оказывается её бывшая служанка Мианнесит эр Тонгвер, для удобства
    именуемая в романе Миан. Видите, каков вираж? Треть романа автор совал в
    качестве врага одного персонажа, а потом легко и непринуждённо заменил его
    другим. Можно, конечно, считать это ловкостью рук, но по мне сие явное и
    ничем не прикрытое мошенничество. Причём, увы, не единственное.
    Можно было бы и далее описывать виражи и выкрутасы авторской фантазии, но
    нет ни желания, ни необходимости. Весь роман — простое нагромождение "чудес",
    совершаемых персонажами по воле автора, не имеющих ни малейшего логического
    или психологического обоснования. Даже в детских сказках герои и их враги
    имеют какую-нибудь цель, идею или объяснение поступков. В романе К.Бояндина
    нет ни первого, ни второго, ни третьего.
    Можно было бы многое сказать и о бесцветности языка, коим написан роман, о
    так называемых ляпах. Hо стоит ли? Любителям "магических приключений", о
    которых пишет Константин Бояндин, язык вряд ли важен. Hо, чтобы меня не
    упрекали в безосновательных нападках, приведу несколько примеров. Далеко
    ходить не будем — откроем роман в самом начале:
    
    "Тётушка говорит, что меня любит весь город, и на этот раз она права. В том
    не только моя заслуга: мой прапрадед немало сделал для того, чтобы
    Университет возвышался "в величии своём" над остальными зданиями города.
    Сколько бы ни было Реформ, Парламентов, потрясений — Университет Тегарона,
    столицы графства Тегарон, останется лучшим на всём континенте. Так-то."
    
    Так за что же героиню любят? За то, что её прапрадед "возвысил" местный
    Университет? И как "возвышается" сей Университет: своими преподавателями,
    выпускниками или он просто выше остальных зданий города?
    
    "Выглядела я, вероятно, странно для Утренней Звезды.."
    
    Почему вероятно? Разве героиня, работающая Утренней Звездой, не знает точно,
    как она выглядит в глазах окружающих и своих собственных?
    
    "Хотя за многие столетия "уличная" одежда, та, что под мантией, стала удобна
    и в жару, и в стужу; в ней всегда прохладно и удобно."
    
    Прохладно в стужу? Это удобно?
    
    "Спокойно, Майтенаринн. Полминуты блаженной прохлады — в подземном
     переходе,"
    
    Извините, чуть выше сказано, что в "уличной" одежде "всегда прохладно"!
    Для этого вовсе не нужно прятаться от жары в подземном переходе.
    
    "Сколько синиц собиралось разом — столько новых лет спокойствия и
     процветания добавляли Владыки Мира графству. Раз в лунный месяц
     положено приходить сюда, в сердце города, испрашивать для государства
     благоденствия. Всякий раз слеталось всё больше синиц."
    
    Года и лунные месяцы. Как можно гадать на года ежемесячно? Или года в
    тех местах меньше месяцев в несколько раз?
    
    "Оглушительно стучало моё собственное сердце."
    
    Три раза ха! Хватит?