Литературная Коломна

Леонов Владислав
Произведения Гостевая книга

Притяжение сердец

     Когда в 1997 году в нашем го¬роде появился первый номер «Коломенского альманаха» и прошла первая волна эйфории по поводу этого, прямо скажем, знаменательного события, многие авторы и читатели призадумались: а что же, собственно, будет дальше? Не разделит ли новый альманах печальную судьбу сомнительных изданий, во множестве возникающих в то смутное время, когда всякому «писателю» достаточно было найти средства, чтобы выдать на-гора любое печатное творение, потешить тщеславие графомана, закатить презентацию и ухнуть вместе с этим творением в Лету, поглотившую тысячи подобных? Особенно «повезло» в этом отношении различным коллективным сборникам, наспех сляпанным из бездарных стихов и жуткой прозы, как будто не ведав¬шей о том, что на свете существу¬ют литературная речь и нормальный русский язык. От такого чтива содрогалась солидная публика нашей самой читающей страны и прихо¬дили в щенячий восторг новомодные авторы: вот это свобода творчества! И многим тогда казалось, что вместе с многострадальной Родиной катится под откос вся наша вековая культура, созданная великим народом в великой и ныне поруганной России. Что же может сделать один альманах, пусть даже и вобравший в себя самых способных и тонко чувствующих? Доживем ли до второго номера, не загадывая уж о третьем?
    А ведь дожили! К огромной радости коломенцев (и не только их), в положенный срок появился такой знакомый рисунок на обложке второго выпуска альманаха — башня коломенского кремля с парящей птицей над ней. А год был 98-й, один из тяжелейших для страны, для народа. Однако, вопреки всем лишениям и невезениям, а может быть, и благодаря ним литературный сборник стал не только творческой победой коломенцев — он постепенно становится центром человеческого единения, центром притяжения неравнодушных к судьбам Родины сердец. «Боже, какое большое дело мы сделали! — писал, обращаясь к согражданам, Виктор Семенович Мельников, главный редактор альманаха, инициатор его создания, неутомимый собиратель талантов родного края и, наконец, незаурядный писатель. — Нет, наши люди не превратились в зомби. Они собрались на литературный праздник потому, что им это нужно! И пока не погас этот духовный свет, Россия жива!»
    Да, духовный свет не погас. Свидетельство тому — следующие номера «Коломенского альманаха» — третий, четвертый, пятый... Пришла пора и десятого, юбилейного изда¬ния. И каждый выпуск — это культурное, общественное событие не только для города и области, но, осмелюсь предположить, и для многих почитателей настоящей, полнокровной литературы. На глазах крепнет авторитет журнала, появляются новые имена, новые разделы. Одно остается по-старому: высокий художественный уровень публикаций, высокая ответственность авторов и издателей за каждое слово. И вот парадокс! Печататься в этом безгонорарном издании уже почитают за честь и маститые столичные авторы, и все строже отбор рукописей, и рецензии на каждый новый номер альманаха появляются не только в местной, но и в столичной прессе (одна из последних — в «Литературной газете»), а творческие силы не иссякают, интерес к журналу растет.
    Помнится, в откликах на первый номер альманаха, в общем-то, очень доброжелательных, явственно проскальзывало некое снисходительное удивление: как же вы-то сумели осилить такое, братцы? В последующих публикациях такого удивления уже нет — есть уважительное, серьезное исследование творчества отдельных авторов и всего направления журнала, отмечаются положительные тенденции, даются советы, высказываются критические замечания — словом, идет деловая, напряженная работа, направленная на дальнейшее улучшение альманаха. За это огромное спасибо нашим коллегам.
    В чем же секреты долгожительства и популярности «Коломенского альманаха»? Прежде всего, конечно, в той высокой литературной планке, которую сами для себя наметили создатели издания и ниже которой уже не имеют права опуститься. Этот альманах отличает глубокое, уважительное, трепетное отношение к великому, могучему, правдивому и свободному русскому языку, который, как и во времена И.С. Тургенева, «во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины» стал главной нравственной основой возрождения общества.
    Нет среди его произведений «мелкотравчатости», скандальности и пустозвонства — есть стремление разобраться в судьбах страны и человека, определить свое место в жизни общества. Авторы в полный голос говорят о животрепещущих проблемах нашего времени: о падении нравственности, о экологических и экономических преступлениях, о трудной борьбе за возрождение России. Так, о конфликте русской жизни с чужой силой пишет В.Мельников в повести «Зеленый крест». Это о том, как люди восстают против варварских планов некой фирмы, задумавшей строительство на чистых речных берегах нефтеперерабатывающего завода.
    Отрадно, что в альманах поверили и помогли ему встать на ноги спонсоры, многие из которых сами причастны к творчеству. Обращаясь к ним со словами благодарности, редколлегия журнала подчеркивала, что теперь появилась возможность передать новому поколению коломенцев тот нравственный капитал, который был накоплен предками. «Да, мы жили в нелегкое и смутное время, — писали авторы альманаха. — Но даже в таких условиях находились люди, неравнодушные к родной земле, для которых слова духовность, культура, меценатство не были пустым звуком».
    Большую помощь оказывает администрация города. А глава Коломны Валерий Иванович Шувалов, поздравив коломенцев со знаменательным событием — рождением «Коломенского альманаха», посвященного 820-летию города, писал о высоком экономическом и интеллектуальном потенциале Коломны с ее славной историей, с ее предприятиями, научными института¬ми, творческими объединениями художников, музыкантов, литераторов, журналистов, краеведов. Называя Коломенский край «колыбелью российской государственности и российской культуры», он подчеркивал, что рождение альманаха не могло быть случайным — к этому привело его средоточие духовности и талантливости народа в центре России. «Без преувеличения можно сказать, — писал глава города, — что тема этого издания — любовь к малой Родине в ее прошлом, настоящем и будущем».
    Заведующая отделом культуры журнала «Москва» Капитолина Кокшенева говорила о значении альманаха в культурной жизни общества, которое захлестнул поток «всяческих пикантностей и мерзостей», льющихся со страниц глянцевых журналов, предназначенных щекотать нервы сонному обывателю, любящему сенсации и невероятности, читающему о «звездах», динозаврах и пришельцах. Она пишет, что «Коломенский альманах» обладает всеми достоинствами и качествами, присущими серьезным традиционным русским изданиям: масштабом осмысления проблем, уважением к слову, ощущением себя частью Большой культурной традиции. «Его проза, поэзия, публицистика и все остальные разделы, — пишет критик, — рассчитаны именно на чтение, которое, несмотря на новейшие визуальные технологии, категорически необходимо культурному человеку... "Коломенский альманах" — еще одна точка радости и опоры на карте современной культурной жизни».
    Редакция «Коломенской правды», коллеги из других редакций, Комитет по культуре, главные редакторы журналов «Москва», «Молодая гвардия», «Наш современник», газеты «Литературная Россия» поздравили коломенцев с выходом второго номера альманаха, вспомнив поверье писателей, что выпустить первую книгу трудно, а вторую — во много раз труднее. Но со второго номера альманах обрел статус постоянного ежегодного издания. Благодаря плодотворной работе главного редактора, творческой интеллигенции, членов редколлегии, а также многочисленным отзывам и пожеланиям читателей альманах с каждым номером становится весомее, даже в буквальном смысле этого слова. Так, благочинный, протоиерей Андрей Хмылов, поздравив читателей и создателей альманаха с первым номером, посоветовал уделять больше внимания церковной теме, напомнив о роли Православия в развитии русской культуры и духовности народа. И появилась рубрика «Коломна православная», в которой печатались очерк протоиерея Николая Качанкина о святителе Филарете, новеллы-притчи священника Дмитрия Дудко «Терпение святых», духовные стихи Романа Славацкого.
    В дальнейшем, в дополнение к существующим, появляются новые разделы. Если в первом номере присутствовали: «Проза», «Поэзия», «Переводы», «Беседы» (с интерес¬ными людьми), «О литературе» (размышления, рассказы о литера¬торах и литературе), «Гостиная» (выступление гостей журнала), то в следующих номерах эти рубрики дополнились новыми: «Книга в альманахе», «Мастерская», «Дебют», «Литературная критика», «Писательские судьбы», «Родимая сторона», «Духовная нива», «Наше наследие», «Галерея», «Культура», «Новейшая история», «Былое и люди», «Театр», «Фотомастерская», «Личность», «Исторические чтения», «Была война», «Современная проза», «Литературный календарь», «Поле Куликово», «Недавнее прошлое» и так далее. Даже из одного перечисления этих разделов видно, что творческий коллектив стремится расширить границы журнала, вовлекая в свою орбиту новых авторов — священников, историков, литературоведов, краеведов, философов, художников, фотографов, отдавая значительные печатные площади молодым талантам.
    Надо отметить, что каждый номер журнала посвящен какому-то значительному событию в жизни города, страны — это юбилей нашей Победы, или юбилей Коломны, или рассказ о русской провинции — удивительном феномене культуры, хранительнице языка и народных традиций. Не остался без внимания пушкинский юбилей, особенно часто пишут коломенцы о своем знаменитом земляке, первом русском романисте, высоко оцененном А.С. Пушкиным, — о И.И. Лажечникове. Седьмой номер особенный — на титульном листе альманаха появилось новое обозначение: «Орган творческого объединения писателей Коломны». За несколько лет здесь выросли свои члены Союза писателей России: Роман Славацкий, Михаил Маношкин, Анатолий Кузовкин, Вадим Квашнин, Татьяна Башкирова — отряд профессиональных коломенских писателей приближается к десятку. И это не считая многих других прозаиков, поэтов, переводчиков, чье мастерство достигло высокого профессионального уровня.
    В том же, 2003 году альманаху оказал большую поддержку Коломенский государственный педагогический институт, выделив редколлегии кабинет с телефоном. До того, как выражались сотрудники редакции, у них была «эпоха виртуального бытия»: люди работали где придется, не считаясь со временем. И добавим, что трудятся они на голом энтузиазме. Недаром главный редактор журнала «Молодая гвардия» Александр Кротов писал, что жить в России сегодня — уже подвиг! А быть при этом еще русским писателем — ноша еще тяжелее. А каково быть издателем — об этом лучше всего расскажет Виктор Мельников, бессменный руководитель альманаха, собиратель талантов, «выбиватель» средств на издание каждого номера, лауреат Премии издателя И.Д. Сытина, писатель, родившийся в День славянской письменности, зарабатывающий на жизнь отнюдь не литературой. Он не любит говорить о личных трудностях, но с радостью и гордостью расскажет о новом писательском имени, открытом им и его коллегами, или с грустью вспомнит о тех, с кем начинал издание журнала и которых уже нет на этой земле. Это патриарх коломенской словесности Константин Григорьевич Петросов, доктор филологических наук, профессор, преподаватель Коломенского пединститута, автор многих публикаций в журнале, блестящий знаток русской и советской литературы. Это фронтовик и замечательный писатель Михаил Павлович Маношкин. Это ректор КГПИ Борис Дмитриевич Корешков, так много сделавший для альманаха в бытовом плане, публиковавший глубокие, интересные материалы о земских школах, народном образовании XIX века, об истории Коломенского педагогического института и его выпускниках.
    Почти в каждом номере публикуются рассказы и повести прекрасного русского писателя Валерия Королева, ушедшего от нас в неполные пятьдесят лет, работавшего в годы «перестройки» сторожем на дебаркадере. Его Виктор Мельников называет «создателем целого мира, наполненного живыми героями». Это был добрый, честный и мудрый человек, работавший на износ. Виктор Семенович с помощью местных властей добился, чтобы имя этого коломенца было увековечено в названии городской библиотеки.
    Говоря о драматической судьбе писателей в современной России, создатели альманаха постоянно напоминают и о той огромной объединительной роли, которую призвана сыграть в наше время настоящая литература. «Мы живем в нестабильную эпоху, — пишет Виктор Мельников в одном из номеров журнала, — когда внешний раздрай и экономическая нестабильность сочетаются с необыкновенным взлетом искусств. Думаю, не будет преувеличением сказать, что мы стоим на пороге возрождения. Нам есть что возрождать, есть на что опираться! Наступила новая эпоха. На смену ниспровержению и разрухе приходит собирание и строительство. На наших глазах явился необычный культурный феномен — художественное и краеведческое движение, возникшее не по приказу сверху, а благодаря инициативе и увлеченности самих жителей... Не последняя роль здесь принадлежит литературе, которая может сплотить народ, а может способствовать его разобщению...»
    Благородному делу сплочения нации и служит каждая публикация альманаха. И не только публикации. Актив, сплотившийся за эти десять лет вокруг альманаха, ведет большую просветительскую работу, организовывая при поддержке или совместно с администрацией города, с другими изданиями и творческими союзами выставки, презентации, встречи с интересными людьми, помогая возрождать уникальные памятники архитектуры и литературы, вырывая из забвения многие имена великих земляков. Дорогого стоят публикации профессора К.Г. Петросова об уникальном культурном комплексе Старки—Черкизово—Пески, с которым связаны имена таких выдающихся писателей, как Валерий Брюсов, Борис Пильняк, Анна Ахматова, Борис Пастернак, Марина Цветаева, Сергей Шервинский. Писатель Роман Славацкий, много лет занимающийся историей Старков, стал одним из авторов экспозиции в школе Шервинских, что подняло общественный интерес к этой семье и ее окружению.
    Николай Иванович Шепелев, главный специалист по реставрации и охране архитектурных памятников Коломенского района, выступил с интересной публикацией о первом коломенском летописце Иванчине-Писареве, опубликовав в девятом номере альманаха и сам труд исследователя, вышедший в 1843 году, — «Прогулка по древнему Коломенскому уезду». Сколько бесценной информации о людях, событиях, о храмах и монастырях, о памятниках старины (многие из которых, увы, уже исчезли с нашей земли) нашел здесь умный читатель! Точности изображения, яркости языка, краткости и четкости изложения позавидует иной нынешний поспешный литератор. Вот, например, описание крепостных ворот: «Главные крепостные ворота Коломенского кремля с некоторого времени называются Спасскими, по иконе Спасителя, подобно той, которую видим на главных московских. Древле же они назывались Пятницкими — по храму, близ их стоявшему, во имя св. Параскевы, именуемой Пятницею...» Любопытен рассказ о том, как Екатерина II ехала в своей золотой карете по коломенской земле, а 2000 крестьян, собранных графом Шереметевым «уготовлять путь матушке-царице», срывали высокую гору и громко кричали: «Здравствуй, матушка!» Как матушка и сам граф были вынуждены остановиться в толпе народа и Екатерина милостиво заговорила с женщиной с двумя младенцами на руках, спросив, кто она, из какого села, и приметив, что «дети твои, кажется, равнолетники» («Двойни, матушка»), государыня дала ей поцеловать свою руку, пожаловала червонец и сказала: «Роди еще». Та «на другой же год родила еще сына, Егора, который, будучи переименован в иночество, служит теперь примером монашествующим, соединяя глубокую ученость со смиренномудрием и пощением».
    О первом русском романисте Иване Ивановиче Лажечникове, о его встрече и переписке с Пушкиным написал доктор филологических наук, профессор Владимир Александрович Викторович, заведующий кафедрой Коломенского пединститута, в очерке «Сердечно Вас уважающий Пушкин».
    Авторы «Коломенского альманаха» не замыкаются в узкие рамки провинциального издания, не торопятся «пристегнуть» иного великого писателя к местной действительности, а смело выходят на широкую дорогу многонациональной русской литературы. Профессор К.Г. Петросов пишет как о «коломенском» Б.Пильняке, так и о Маяковском, о Фадееве. Кроме того, у него хватало энергии принимать участие в работе клуба «У Грановитой», созданного в свое время по инициативе журналистов Г.Н. Матвеевой, В.Л. Аникеева, Е.А. Горчаковой. Известный краевед Анатолий Иванович Кузовкин, писатель и журналист, заслуженный работник культуры, автор многих книг и публикаций в различных изданиях, один из самых активных сотрудников альманаха, проявил себя и на литературоведческом поприще, рассказав о А.И. Куприне, приезжавшем в Коломну, а также о почти забытом писателе Роберте Александровиче Штильмарке, человеке нелегкой судьбы, который был разведчиком в годы Великой Отечественной и заключенным сталинских лагерей уже после войны. На чердаке лагерной бани он писал свой знаменитый роман «Наследник из Калькутты», ставший одним из первых популярнейших авантюрных произведений. С Коломной он тоже связан: до войны свою повесть о великом русской драматурге А.Н. Островском Штильмарк писал в деревне Нижнее Хорошово, что в четырех километрах от города. Так переплетаются судьбы людские, сложные жизненные пути.
    Владимир Васильевич Васильев, кандидат филологических наук, в статье «Художник великой чести, совести и бесстрашия», посвященной 100-летию со дня рождения М.А. Шолохова, говорит о значении этого гения для русской литературы. Критик Александр Александрович Сахаров рассказывает о В.В. Кожинове, публицист Владимир Григорьевич Бондаренко написал большую работу к 65-летию И.А. Бродского, Геннадий Гусев делится впечатлениями о встречах с Леонидом Леоновым. Александр Петрович Ауэр, доктор филологических наук, профессор, в своей работе «Живя, умей все пережить» пишет тоже не о коломенском, но о нашем, всероссийском поэте Ф.И. Тютчеве, отмечая его 200-летие со дня рождения и вспоминая слова Л.Н. Толстого, так определившего значение Тютчева: «Без него жить нельзя».
    Это только несколько примеров того, как создатели альманаха привлекают к работе видных литераторов и литературоведов, молодых критиков и ученых, руководствуясь главными критериями: талантливостью авторов, чуткостью к слову, их искренностью, любовью к родному дому. Авторы пишут о многом: о провинциальном театре и его значимости в культурной жизни города и страны, о любимых актерах и их ролях.
    А уж как бережно относится редколлегия к художникам, к фотографам — это вопрос особенный. Эти талантливые люди оформляют альманах, им предоставляются страницы вклеек — своеобразные вернисажи. Прекрасно смотрятся фотографии Юрия Имханицкого — настоящие картины, подлинные произведения искусства: «Монастырская лошадка», «Морозная мгла», «Предчувствие возрождения», «Бессонная речка», «Одинокий огонек». Или вот — «Время остановилось»: лошадка, домик как в тумане, женщина, крыльцо, башенка монастыря. Вечность... Берут за душу фотоэтюды Виталия Хитрова, Геннадия Чистякова, Юрия Колесникова и других фотомастеров, влюбленных в свой край.
    Органично вписываются в альманах работы народного художника России Михаила Абакумова, перед картинами которого можно стоять часами. «Живопись Михаила Абакумова, — писал о нем Евгений Васильев в одном из номеров альманаха, — привлекает, удивляет и поражает романтически приподнятым восторгом перед красотой и поэтичностью русского пейзажа, реалистической основательностью, которая зиждется на классических традициях московской школы живописи...»
    На высоком профессиональном уровне выполнены портреты заслуженного художника России Евгения Устинова, тонкие штриховые рисунки и яркие картины Евгения Гринина и Алексея Федорова, давних друзей журнала. Прекрасно, когда «Коломенскую палитру» открывают великолепные работы мастера — Михаила Абакумова «Золото России», «Рождество Христово», «Большая вода. Бобренев монастырь», а достойно дополняют эту палитру работы заслуженных художников России Геннадия Сорогина, Сергея Циркина, художников Ирины и Геннадия Савиновых, Юрия Гринина. Это буйство красок или тихое очарование пейзажей, старинных церквей, простой избушки, над которой играет радуга, это живые портреты милых и простых людей, каждый из которых прекрасен. Запоминаются гравюры народного художника России Сергея Харламова, посвященные юбилею Куликовской битвы. Художники и фотографы Юрий Имханицкий, Лев Авдеев, Юрий Колесников, Евгений Гринин, Алексей Федоров, Ольга Лапа великолепно оформляют альманах, создают фотопортреты авторов.
    И конечно, главная забота создателей альманаха — это хорошая современная проза, качественная поэзия, переводы, краеведческая и литературоведческая литература; короче говоря — это поиск новых талантов, поддержка ветеранов, которая выражается в одном, и, пожалуй, самом главном для этих людей, — в возможности увидеть свою рукопись напечатанной.
    О каждом авторе альманаха можно говорить много и восторженно, ведь все они — люди непростых судеб, люди скромные, умные, чуткие, привыкшие к труду, презирающие пустозвонство и ячество. И негромкие, без трезвона произведения их крепко сбиты, без оглядки написаны, лишены парадности, но наполнены чувством пережитого. Вот только один отрывок из романа бывшего десантника и партизана Михаила Маношкина, к сожалению, уже покойного: «Ночное небо вскипело ракетными всполохами, метрах в трех от Женьки Крылова, подогнув передние ноги, лежал взмыленный конь. Из глаза у него выкатывалась большая, как орех, слеза. Все было нереально: искусственный свет, умирающий конь, неестественно веселый смех вокруг Крылова, воздух, насыщенный незнакомыми запахами, и невероятная быстрота, с какой Крылов перенесся в этот мир... Крылов ощутил толчок, потом взглянул на коня. Слеза стянулась в узелок и скатилась вниз, словно прощаясь с Крыловым и передавая ему последний привет от комиссара. Конь повалился на бок, а Женька Крылов закрыл глаза...» Так увидел войну солдат сталинградец, прошедший ад Курской дуги, штурмовавший Берлин, терявший боевых друзей.
    Своя память о войне у поэта Олега Кочеткова, человека более молодого поколения: он пишет о матерях и вдовах, о безногих солдатах, «тарахтевших на подшипниках жутких своих», о ветеранах, верные друзья которых давно «остались на том рубеже»:
    
    Их не хватает, и нет им замены,
    Хоть во все стороны света кричи!
    Мысли о них — и больны, и нетленны,
    И неотвязны в тревожной ночи!
    
    Сложно даже перечислить всех прозаиков и поэтов, ярко выступивших на страницах альманаха. Признанный мастер российской прозы Виктор Астафьев представил читателю свою публикацию «Веселый солдат». Это отрывок из военной повести, в ней рассказывается, как солдат после военного ада вдруг очу¬тился в тихой и мирной Коломне, где формировалась его часть: «Шел май сорок третьего года. Вокруг зеленела трава, зацветали сады. Без конца и края золотились, желто горели радостные одуванчики, возле речки старательно паслись коровы, кто-то стирал в речке белье, и еще недоразрушенные церкви и соборы поблескивали в голубом небесном пространстве остатками стекол, недосгоревшей позолотой куполов...» Это совсем невеселый рассказ о тяжелом солдатском труде, о героизме и стойкости русского человека, о военном братстве, о том, как и в тылу, вдали от войны, люди, усталые, полуголодные, стараются сделать все, чтобы приблизить победу. О человеке, его нуждах и радостях, повествуют Роман Славацкий, Валерий Королев, Владимир Дагуров, Ирина Ракша, Анатолий Кузовкин, Руслан Бредихин, Валерий Капралов, Алексей Курганов, Владимир Соловьев, Николай Бредихин, Михаил Маношкин, Валерий Ковалев... И это лишь, так сказать, прозаический костяк, который уже «подпирают» молодые таланты. А есть еще поэзия, которую достойно представляют Олег Кочетков, Владимир Дагуров, Татьяна Башкирова, Вадим Квашнин, Екатерина Устинова, Наталья Евстигнеева, Евгений Юшин, Григорий Вихров, Валерий Капралов, Евгений Кирсанов, Николай Суворов, Елена Антонова, Татьяна Воробьева, Андрей Алексеев, Лидия Пышкина, Наталия Петросова, Борис Архипцев, поэт и переводчик, завоевавший недавно престижную литературную премию «Серебряное перо Руси».
    «Я часто задумываюсь, — пишет Виктор Мельников, — какая энергия питает всех нас, позволяет удерживаться на грани существования? И отвечаю с надеждой и дерзновением: любовь!» Да, любовь — самая великая сила, данная человеку. Любовь к Творцу, к матери, Родине, к родному языку, к женщине. Как сказал об этом Олег Кочетков:
    
    Встану рано сегодня
    И вокруг оглянусь:
    Боже, это ведь — Родина!
    Ах ты Мать моя — Русь!
    Беспросветная грусть...
    
    А Татьяна Башкирова, «человек прекрасной искренности», как говорят о ней друзья-поэты, умеет перевести свое личное переживание в общечеловеческое:
    
    О моем закате, душу раня,
    Мне сказали правду зеркала,
    Чтобы я одумалась когда-то,
    Позабыв свою любовь-беду...
    Перед целым светом виновата,
    В ноги горьким травам упаду.
    
    На первый взгляд кажется, что «коломенская грусть», ощущение какой-то безысходности находит свое выражение во многих прозаических и поэтических произведениях, однако это далеко не так. Пристально всматриваются писатели не только в глубины собственной души — их прежде всего заботят судьбы многострадальной Родины, за которую они несут ответственность вместе со всем народом, призванные «глаголом жечь сердца людей». И они верят, как верит Владимир Дагуров, что:
    
    Еще моя Россия не пропала,
    Русь-матушка покудова жива.
    Она не раз из пепла восставала,
    И благовесту верила Москва.
    
    Отрадно, что не скудеет талантами земля русская, и праздник Славянской письменности современные коломенские авторы встретили полные творческих замыслов. Они верны традициям других известных литераторов, писавших о нашем городе, живших здесь когда-то, оставивших свой след. Это Н.М. Карамзин, Николай Новиков, русский журналист, издатель, святитель Филарет, величайший духовный писатель XIX века, и, конечно же, отец русского романа Иван Лажечников, Александр Куприн, Никита Гиляров-Платонов, Дмитрий Григорович, Иван Соколов-Микитов, Сергей Есенин, Анна Ахматова, Павел Радимов, Николай Заболоцкий, Борис Пильняк, создатель настоящего «коломенского мифа». Великие имена, великие дела. Будем же их достойны.